История создания
Работы
по созданию самоходного зенитного ракетного комплекса "Стрела-10СВ"
(9К35) проводились по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24
июля 1969 г.
Несмотря на то, что в тот же период велась разработка зенитного
пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска", создание более
простого невсепогодного комплекса в порядке дальнейшего совершенствования
ЗРК типа "Стрела-1"
было признано целесообразным по экономическим соображениям. При
этом также исходили из тактического назначения такого комплекса
как дополнения к комплексу "Тунгуска",
способного обеспечить уничтожение внезапно появляющихся низколетящих
целей в условиях сложной воздушной и радиоэлектронной обстановки.
Наряду с ЗРК "Стрела-10СВ" проводились, но не были
завершены работы по унифицированному с ним корабельному комплексу,
а также по ЗРК "Стрела-11" для воздушно-десантных
войск на шасси БМД-1.
В соответствии с ТТТ комплекс "Стрела-10СВ" должен
был обеспечивать поражение целей, летящих на встречных курсах
со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с - на догонных курсах) на высоте
от 25 м до 3000...3500 м, на дальности от 800...1200 до 5000 м
при параметре до 3000 м. Вероятность поражения одной ЗУР одиночной
цели, маневрирующей с перегрузками до 3...5 ед., должна была быть
не менее 0,5...0,6 при наличии целеуказания от средств управления
ПВО полка и при отсутствии организованных помех и ловушек.
Комплекс должен был вести борьбу с целями как автономно (с визуальныым
обнаружением целей), так и в системе централизованного управления
при приеме целеуказаний по речевому радиоканалу от пункта управления
ПУ-12 (ПУ-12М).
Возимый боекомплект должен был вставлять 12 ЗУР. ЗРК 9К35 должен
был быть авиатранспортабельным (на Ан-12Б и Ми-6) и иметь возможность
преодолевать водные преграды вплавь. Масса боевой машины была
ограничена величиной 12,5т.
Как и при разработке ЗРК "Стрела-1",
организацией - головным разработчиком комплекса ЗРК 9К35 в целом,
а также ракеты 9М37, аппаратуры пуска ЗУР и контрольно-проверочной
машины было определено Конструкторское бюро точного машиностроения
(КБТМ) МОП (бывшее ОКБ-16 ГКОТ, главный конструктор - А.Э.Нудельман),
а головной организацией по разработке ГСН и неконтактного взрывателя
ЗУР - Центральное конструкторское бюро "Геофизика" МОП
(бывшее ЦКБ-589 ГКОТ, главный конструктор - Д.М.Хорол).
Кроме того, в разработке комплекса принимали участие НИИ электронных
приборов (НИИЭП) МОП, Ленинградское оптико-механическое объединение
(ЛОМО) МОП, Харьковский тракторный завод (ХТЗ) Министерства сельско-хозяйственного
машиностроения (МСХМ), Саратовский агрегатный завод МОП, НИИ "Поиск"
МОП.
Испытания
К началу 1973 года ЗРК "Стрела-10СВ" в составе боевой
машины (БМ) 9А35, оборудованной пассивным радиопеленгатором целей,
боевой машины 9А34 (без пассивного радиопеленгатора), ЗУР 9М37
и контрольно-проверочной машины был предъявлен для проведения
совместных испытаний. Испытания ЗРК "Стрела-10СВ" проводились
на Донгузском полигоне (начальник полигона O.K. Дмитриев) с января
1973 г. по май 1974 г.
|
ЗРК "Стрела-10СВ" в походном положении |
После их окончания разработчики ЗРК, представители ГРАУ МО и
3 НИИ МО высказались за принятие комплекса на вооружение. Однако
председатель комиссии по проведению испытаний Л.А.Подкопаев, представители
полигона и Управления начальника войск ПВО СВ были против этого,
так как ЗРК "Стрела-10СВ" не полностью соответствовал
ТТТ по уровню вероятности поражения цели, показателям надежности
боевой машины, по возможности стрельбы на плаву. Компоновка боевой
машины не обеспечивала удобство работы расчета. Комиссия рекомендовала
принять ЗРК на вооружение после устранения недостатков. Поэтому
комплекс 9К35 был принят на вооружение только после проведения
доработок по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта 1976
г.
|